КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ «ИСТОРИИ ШКОЛЫ
ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ЛЕТЧИКА-КОСМОНАВТА В.Н.ВОЛКОВА»
ГБОУ ГИМНАЗИИ № 1576
НА 2014 - 2019 ГГ.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории страны, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию у школьников гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он призван способствовать формированию исторического сознания учащихся, активному освоению ими историко-культурной среды.
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея, избираемый общим собранием актива музея.
Музей способствует социализации и самореализации подростков и старших школьников в коллективной творческой деятельности средствами музееведения. Большое значение играет апробирование на школьном, окружном и городском уровне знаний, умений и навыков учащихся, связанных с начальным этапом приобщения к исследовательской деятельности и пропаганда научных знаний среди учащихся школы.
Перечисленные выше принципы легли в основу концепции дальнейшего развития музея «Истории школы имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта В.Н.Волкова».
Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея образовательного учреждения, задает основные направления развития, способы и механизмы их реализации, адресована коллективу школьного музея, который включает педагогов, учащихся, родителей, общественные и ветеранские организации, участвующие в решении задач нравственного и гражданско-патриотического воспитания в школе.
Концепция разработана на 2014 - 2019 гг.
Основанием для разработки данной Концепции явились следующие нормативные документы:
- Приложение 1 к приказу Департамента образования города Москвы от 31.07.07 №582 «Примерное положение о музее государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Модель «Российское образование – 2020»;
- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795 г. Москва).
Цель деятельности музея
Целью деятельности нашего музея является гражданско-патриотическое воспитание учащихся, реализация их прав на полноценное духовное, нравственное и интеллектуальное развитие.
Основные задачи
Продолжить:
- формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, социокультурной, коммуникативной, информационной;
- формирование у школьников чувства патриотизма и гордости за свою страну;
- развитие познавательных интересов и способностей учащихся;
- повышение мотивации к изучению истории и культуры своей страны;
- формирование исторического сознания учащихся и расширение их кругозора;
- совершенствование навыков поисковой и исследовательской работы обучающихся, развитие их творческой инициативы;
- расширение интеграции с предметами гуманитарного и естественного циклов, а также с курсом информационных технологий, представление возможности конкретного применения полученных на уроках информатики знаний;
- формирование социальной активности, развитие детского и молодежного самоуправления.
Направления реализации программы:
- Организационное и методическое;
- Поисково-исследовательское;
- Фондовое и экспозиционное;
- Экскурсионно-массовое;
- Учебно-образовательное и воспитательное;
- Информационно-технологическое
Организационное и методическое направление
Целью данного направления является создание условий для накопления педагогического опыта, творческого поиска учителей и обучающихся, развитие их творческой инициативы.
К основным мероприятиям относятся:
- Дальнейшая организация деятельности Совета и Актива музея;
- Создание методической копилки, как педагогами, так и школьниками. Это разработки экскурсий, лекций, презентаций с использованием фондов музея. Создание презентаций музея, которые возможно использовать в учебной деятельности на уроках литературы, русского языка, истории, географии, экологии, краеведения и др.;
- Оказание содействия педагогам в использовании музейных материалов в учебном процессе;
- Проведение в школе конференций, семинаров, круглых столов, конкурсов, встреч и т.п.;
- Расширение взаимодействия школьного музея с государственными и общественными организациями и учреждениями, связанными с тематикой музея;
- Распространение опыта работы.
Поисково-исследовательское направление
- Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской работы с использованием многообразия методов и форм самостоятельной практической деятельности;
- Развитие умений анализировать различные виды источников (устные, письменные, вещественные), выбирать и систематизировать информацию.
Фондовое и экспозиционное направление
- Пополнение фондов музея путем организации походов, экспедиций, исследований обучающихся;
- Налаживание переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, связь с другими музеями;
- Сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
- Изучение собранного материала и обеспечение его учета и хранения;
- Обновление экспозиции;
- Оформление временных выставок.
Экскурсионно-массовое направление
- Подготовка и проведение экскурсий для учащихся, родителей, педагогов, общественности;
- Организация экскурсий по тематике музея в музеи Москвы и Подмосковья;
- Обеспечение участия учащихся в массовых мероприятиях в соответствии с профилем музея и планом работы школы.
Учебно-образовательное и воспитательное направление
Целью данного направления является создание единого образовательного и воспитательного пространства, в том числе:
- Интеграция учебной и внеурочной деятельности, направленной на формирование ключевых компетенций обучающихся;
- Расширение образовательного пространства и, как следствие, повышение интеллектуального и культурного уровня учащихся, формирование их исторического самосознания;
- Создание и реализация творческих, исследовательских, социально значимых проектов;
- Деятельность педагога по самосовершенствованию и повышению образовательного уровня;
- Работа с родителями по привлечению их к участию в деятельности музея, которая способствуют укреплению связи семьи и школы;
- Расширение сотрудничества учителя и обучающихся, развитие коммуникативных навыков;
- Укрепление связей с общественными организациями, прежде всего ветеранскими, и учреждениями.
Информационно-технологическое направление
Целью данного направления является создание условий для развивающего обучения с применением информационно-коммуникационных технологий:
- Развитие умения добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью компьютерных технологий;
- Формировать коммуникативные навыки, культуру общения, толерантность, умение формулировать свою точку зрения;
- Совершенствование навыков работы с компьютером (создание буклетов, брошюр, альбомов, мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, кинофильмов);
- Создание сайта музея.
Историческая справка
Музей «Истории школы имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта В.Н.Волкова» был создан в московской школе №212 в 2004 году, хотя экспозиционный фонд музея начал формироваться еще в 70-е годы прошлого столетия.
В названии музея увековечен тот факт, что школа 212-ть с 1971 года до середины 90-х носила имя летчика-космонавта Владислава Николаевича Волкова, который был ее выпускником и трагически погиб 30 июня 1971 года.
В 2013 году школа вошла в состав Гимназии №1576 в качестве структурного подразделения (СПш 212). Таким образом, в настоящее время вышеназванный музей находится под юрисдикцией Гимназии.
Анализ состояния и текущей деятельности
школьного музея
За прошедшие годы в работе музея достигнуты несомненные успехи.
1. Создана существенная материально-техническая база.
Новые витрины и стенды позволили значительно повысить уровень экспозиционной работы и эстетики оформления музея.
Наличие компьютерной техники дает возможность применять в работе музея новые информационные технологии.
2. Налажен учет и обеспечена сохранность музейных фондов.
Имеются 2 книги поступлений основного фонда и 5 книг поступлений вспомогательных фондов, акты приемки на экспонаты основного и вспомогательных фондов и инвентарные карточки на экспонаты основного фонда.
В результате поисковой работы фонды музея регулярно пополняются новыми экспонатами.
Начата работа по созданию цифрового фотоархива.
3. Экспозиция музея включает в себя следующие разделы:
- «История школы №212» (с 1936 года до настоящего времени);
- «Учителями славится Россия»;
- «Ученики приносят славу ей»;
- «В.Н. Волков - разведчик космоса»;
- «Пионерская летопись»;
- «Спортивная жизнь».
4. Экскурсионная деятельность музея продолжает развиваться. Разработаны новые тематические экскурсии, расширился круг экскурсантов: к учащимся образовательных учреждений добавились воспитанники детских садов, студенты колледжей, ветераны микрорайона.
5. Выставочная деятельность музея представлена периодическими выставками, некоторые из которых стали традиционными, как выставка творческих работ учащихся, приуроченная ко Дню космонавтики.
6. Сформировался актив музея, куда входят учащиеся 5-10-х классов.
Актив музея:
- ведет поисковую работу;
- устанавливает связи с другими музеями, ветеранами, выпускниками школы;
- пополняет фонды музея;
- участвует в обеспечении учета и хранения фондов;
- изучает литературу и данные Интернета по тематике музея;
- выполняет проектные и исследовательские работы по тематике музея;
- участвует в создании экспозиции музея и периодических выставок;
- проводит экскурсии для учащихся, воспитанников детских садов,
ветеранов, выпускников школы;
- создает презентации по тематике музея для демонстрации на классных часах и школьных мероприятиях.
Актив музея избирает Совет, который занимается планированием работы музея и контролирует ее выполнение.
7. Музей активно участвует в учебно-воспитательной работе, которая проводится в образовательном учреждении.
Подготовка учащихся в качестве экскурсоводов музея способствует развитию эрудиции, культуры речи, коммуникативных способностей.
Участие в оформлении постоянной экспозиции и временных выставок развивает художественные способности, аккуратность.
Работа над проектами по тематике музея учит работать с литературой и первоисточниками, четко формулировать цели и задачи, развивает кругозор и логическое мышление.
Участие в планировании работы музея и организации мероприятий, которые проходят в школе под его эгидой, формирует организаторские способности учащихся, учит ответственности.
Установление контактов с музеями других образовательных учреждений, советом ветеранов района, архивами и другими государственными и общественными организациями обеспечивает социализацию учащихся.
Выставки и конкурсы обеспечивают развитие творческих способностей и здоровую конкуренцию.
Работа в активе и совете музея, где собраны представители разных возрастных групп, развивает чувство коллективизма и одновременно уважение к личности каждого ребенка.
В музее удалось создать атмосферу доброжелательности, необходимую для творчества и реализации индивидуальных способностей учащихся.
Музей организует встречи с выпускниками школы, более глубоко знакомя учащихся с теми областями науки, техники, искусства, в которых наши выпускники достигли успехов. Такие встречи не только развивают кругозор, но и пoмогают профориентации старшеклассников.
Экскурсии и лекции, рассказывающие о жизни наших знаменитых выпускников Героев Советского Союза летчика-космонавта В.Н. Волкова и летчика-разведчика Г.И. Лашина, показывают, что их подвиги не были случайными. Что с детских лет эти люди воспитывали в себе мужество, настойчивость, упорно овладевали знаниями, стремились к самосовершенствованию. И это, безусловно, является примером для подражания.
Мы знакомим детей с историей нашей страны через историю нашей школы. Это позволяет в более доступной, наглядной и эмоциональной форме прививать им знание собственной истории.
Этой же цели служат школьные исторические викторины, организатором которых также является музей.
8. За годы работы музей установил тесное сотрудничество с учреждениями и общественными организациями района и города в пределах их социокультурного пространства.
Прежде всего, это школьные музеи образовательных учреждений:
- СПш 213, СПш 215, СПш 743, СПш 669 ГБОУ гимназии № 1576;
- ГБОУ СОШ № 848;
- ГБОУ кадетская школа-интернат №10 «Московский кадетский корпус полиции»;
- ГБОУ гимназия № 201;
- ГБОУ СОШ № 462;
- ГБОУ СОШ № 157;
- ГБОУ ДДТ.
А также:
- ГБОУ ЦВПГВ СП «Звезда»;
- Музей Героев Советского Союза и России;
- Московская региональная общественная организация ветеранов ВОВ - воспитанников Армии и Флота;
- Совет Ветеранов Войны и Труда района Коптево;
- Совет Ветеранов Войны и Труда района Коптево Первичная организация № 7;
- Совет ветеранов педагогического труда САО;
- Журнал «Туризм в школе»;
- Журнал «Дети. Техника. Творчество»;
- Газета «Работай рядом с домом. Север»;
- Колледж Предпринимательства № 11.
9. В последние годы стало более активным участие музея в окружных и городских мероприятиях, конкурсах, викторинах. К нашим достижениям в этой области можно отнести:
- Победу в окружном этапе Московского городского смотра-конкурса музеев образовательных учреждений системы Департамента образования г. Москвы «Школьный музей в системе основного и дополнительного образования» в 2013 году;
- Участие в V Московском городском конкурсе юных экскурсоводов
МосгорСЮТур совместно со студентами Колледжа Предпринимательства
№ 11 в 2012 году. Представлявший нашу школу ученик 10 класса Манаенков Александр был отмечен как лучший экскурсовод этого проекта и награжден грамотой МосгорСЮТур;
- Диплом I степени ежегодной международной научно-практической
конференции школьников «Гагаринские чтения» в номинации «Память поколений», где был представлен проект «Создание виртуальной экскурсии «Жизненный путь Героя Советского Союза Г. И. Лашина» (2012г);
- Победу в окружных конкурсах творческих работ учащихся «Сквозь Вселенную» (2013г) и «Космос без границ» (2014г).
10. Имеются публикации в журналах «Туризм в школе», «Дети. Техника. Творчество», газете «Работай рядом с домом. Север»
Претворение в жизнь представленной концепции позволит создать в музейно-педагогическом пространстве школьного музея интегративную развивающую и воспитывающую среду и превратить музей в полноправную культурологическую составляющую современного образования.
Руководитель музея Панова С.Г.